«Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Налоговым кодексом РФ предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).
Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются», - рассказал заместитель начальника правого отдела Игорь Александрович Пермяков.
Игорь Александрович отметил, что досудебное урегулирование налоговых споров – это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства. Досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определённых преимуществ по сравнению с судебным разбирательством: это более простая и менее формализованная процедура обращения, меньшие сроки рассмотрения жалобы, отсутствие расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек.
И. А. Пермяков сообщает, что в 2017 году Управлением ФНС России по Челябинской области было рассмотрено 99 жалоб, поступивших от налогоплательщиков Калининского района г. Челябинска, их количество в сравнении с показателями 2016 года немного увеличилось на 7,6 %.. Из общего количества жалоб, рассмотренных за 2017 год в порядке досудебного урегулирования налоговых споров, требования налогоплательщиков полностью или частично удовлетворены 32, 3%. По сравнению с 2016 годом количество удовлетворенных жалоб увеличилось на 1,9 %. Основной причиной роста удовлетворенных жалоб в 2017 г. послужила, относительно общего количества удовлетворенных, доля жалоб, связанных с камеральными налоговыми проверками расчетов по форме 6-НДФЛ, удовлетворенных по тем или иным причинам.
По данным статистики налогоплательщики Калининского района в 2017 году чаще всего обжаловали решения нижестоящих налоговых органов по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, связанные с проверкой правомерности применения налогоплательщиком вычетов по НДС и подтверждения обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению, с проверкой правильности исчисления земельного налога, связанные с камеральными налоговыми проверками расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, с привлечением налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Если юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, считает, что налоговая инспекция неправомерно доначислила налоги в ходе проверки, незаконно истребовала документы, выставила требование об уплате налоговых платежей, заблокировала банковский счет или отказалась принимать отчетность, то до обращения в судебные органы за защитой своих прав и интересов данное лицо обязано подать жалобу (апелляционную жалобу) в налоговый орган.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 НК РФ.
Для направления жалобы плательщики активно используют электронные сервисы сайта ФНС России www.nalog.ru, среди которых Обратиться в ФНС России, «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» и «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя. Сервисы предоставляют более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами и позволяют упростить процедуру подачи жалобы и получения по ней ответа.
На сайте ФНС России также работают два интернет-помощника, позволяющие узнать позицию налоговых органов по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Сервис Узнать о жалобе предоставляет юридическим и физическим лицам возможность получать информацию о ходе и результатах рассмотрения их обращений (жалоб, заявлений, предложений), поступивших в Федеральную налоговую службу. Сервис Решения по жалобам обеспечивает просмотр в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных ФНС России и УФНС по субъекту Российской Федерации по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков.
Информация о досудебном урегулировании налоговых споров доступна на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Налогообложение в РФ» -Досудебное урегулирование налоговых споров.