Версия для слабовидящих

Вы здесь

В налоговой инспекции прошла «Горячая линия» по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров

Для разъяснения налогоплательщикам о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, 27 января 2021 года  ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска провела  «горячую линию», в ходе которой  заместитель начальника правого отдела Пермяков Игорь Александрович  ответил на вопросы налогоплательщиков.

Вопрос: Могу ли я обжаловать действия должностных лиц и акт налоговой проверки?

Ответ: Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (абз. 1 ст. 137 НК РФ). Акт налогового органа ненормативного характера - это документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Примерами ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) налоговых органов, которые могут быть обжалованы, являются отказ в возврате налога, решение о приостановлении операций по счетам, требование об уплате налога, пени или штрафа, решение о взыскании налога, отказ в предоставлении налогового вычета.

Вопрос: Какой порядок рассмотрения жалобы?

Ответ: В ст. 140 НК РФ изложен действующий порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы). Кроме того, этот процесс происходит без участия налогоплательщика, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 140 НК РФ.

В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) до принятия по ней решения налогоплательщик вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Они будут приняты во внимание вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к налоговой ответственности принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Названный срок может быть продлен еще на месяц для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц налогового органа принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ).

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) инспекцией по выездной или камеральной проверке может быть вынесено следующее решение:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение полностью или в части;
  • отменить решение полностью и принять новое решение по делу.

Вопрос: Установлены ли специальные требования к оформлению жалобы?

Ответ: Да, законодательством предусмотрены требования к составлению жалобы для представления в налоговый орган. В жалобе указываются:

1) персональные данные заявителя: для физического лица - фамилия, имя и отчество, адрес места жительства; для юридического лица – наименование и адрес местонахождения;

2) реквизиты обжалуемого документа, или обжалуемые действия (бездействие) должностных лиц;

3) наименование налогового органа, чьи действия обжалуются;

4) основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;

5) требования заявителя.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, а также номера телефонов, адреса электронной почты налогоплательщика.

При этом поданная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем или его представителем. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

Вопрос: Налогоплательщик имеет право приложить к жалобе какие-либо документы?

Ответ: Конечно, имеет такое право. Однако Федеральным законом №153-ФЗ предусмотрено, что такие документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом только в случае представления налогоплательщиком пояснений причин невозможности своевременного представления их в инспекцию. В противном случае дополнительные документы не будут приняты к рассмотрению.

Вопрос: Какими способами можно подать жалобу в налоговый орган?

Ответ: В письменной форме. Жалобу подписывает подавшее ее лицо, или уполномоченный представитель (в этом случае должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия этого представителя). Заявление может быть направлено в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Вопрос: Возможность подачи повторного обращения с жалобой в случае оставления жалобы без рассмотрения?

Ответ: Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по следующим основаниям:

- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

- ранее подана жалоба по тем же основаниям.