Версия для слабовидящих

Вы здесь

Прокурор разъясняет: меры по импортозамещению в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд

Как известно, закупки в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируемые нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требуют от заказчика приобретения в некоторых сферах продукции отечественного производства, а не зарубежных аналогов. Постараемся разобраться в тонкостях актуального в последнее время процесса импортозамещения в рамках применения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Стоит сказать, что закупка товаров иностранного происхождения достаточно строго регламентируется положениями Закона о контрактной системе. Так, согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены три механизма, позволяющие обеспечить закупку определенных товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у отечественных производителей (к слову отметим, что к ним приравниваются и производители государств - членов Евразийского экономического союза), а именно:

  • запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
  • ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
  • условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Номенклатура товаров, закупка которых осуществляется исключительно или преимущественно у производителей государств - членов Евразийского экономического союза и включает более 420 позиций, наиболее часто закупаемых для государственных нужд (лекарственные препараты, медицинские изделия, продукция текстильной промышленности, включая форму одежды для военнослужащих, автомобильная техника, металлорежущие станки, основные виды продовольствия, мебель).

При этом справочно отметим, что установлены:

  • запреты на закупку 97 видов иностранных товаров;
  • ограничения доступа в отношении 46 видов иностранных товаров;
  • условия допуска (15-процентная ценовая преференция) применительно к 278 иностранным товарам.

Важно понимать, что одним из практических последствий такой политики должна стать локализация производства товаров, попавших под нормы об импортозамещении, в России.

Очевидно, что в настоящее время путем снижения доли иностранных товаров, работ и услуг при осуществлении закупок Правительство Российской Федерации стимулирует иностранные компании к созданию либо модернизации и (или) освоению производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

Конечно, следует понимать, что импортозамещение - очень сложный и многовекторный процесс, требующий постоянного учета самых разнообразных факторов - от поставленных задач по поддержке отечественного производителя до конкретных возможностей таких производителей составить конкуренцию иностранным компаниям. Кроме того, требуются постоянный анализ ситуации и мониторинг рынка, в том числе и для того, чтобы политика импортозамещения не привела к негативным социальным последствиям.

Именно для того, чтобы обеспечить взвешенный подход к решению задач импортозамещения и исключить возможные перегибы в этом вопросе, целесообразно использовать следующие подходы:

  • 1) определить конкретные сферы деятельности, которые обеспечивают экономическую безопасность государства, приоритетное развитие наиболее значимых отраслей отечественной экономики и в рамках которых возможно установление запретов и ограничений доступа (таких сфер должно быть не более 3-5), предусмотреть ограничительные меры при госзакупках. В иных случаях следует ограничиваться ценовыми преференциями для отдельных категорий отечественных товаров. Отмечаем, что в настоящее время преобладает подход, в соответствии с которым установление запретов и ограничений на закупку иностранных товаров целесообразно только в сферах обороны и безопасности, фармацевтики, продовольствия, высокотехнологичных средств производства;
  • 2) определить механизм ограничений допуска иностранных товаров как приоритетный. При этом к установлению полного запрета на закупку иностранных товаров следует относиться крайне осторожно и применять исключительно в сферах, связанных с обеспечением безопасности;
  • 3) расширение перечня товаров, на которые распространяются запреты и ограничения допуска в той части, которая касается уровня жизни и здоровья населения (лекарственные препараты, медицинская техника), осуществлять только после проработки данного вопроса с экспертным сообществом и со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Как показывает практика, нормативное регулирование политики импортозамещения еще не завершено. Особенно это относится к сфере локализации иностранного производства на территории нашей страны.

Именно по этому пути идет законодатель. Так, Правительством Российской Федерации разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), который предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочием определять сторону (инвестора) специального инвестиционного контракта единственным поставщиком товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. Отметим, что этот законопроект (N 821579-6) был принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 сентября 2015 г.

Принятие этого законопроекта установит правовые основы для процесса локализации иностранного производства на территории Российской Федерации, что потенциально означает создание новых рабочих мест и привнесение новых, передовых технологий в нашу страну. Кроме того, такие изменения - это логичный и необходимый шаг для дальнейшего развития политики государства в сфере импортозамещения.


Fatal error: require(): Failed opening required 'phpmailer/PHPMailer.php' (include_path='.:/usr/share/php7:/usr/share/php') in /home/k/kalina74ru/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code on line 3